БИЛАЛОВ Рамазан Шагивалеевич (30.9.1909–23.11.1987). Родом из д. Муллакаево Баймакского района РБ. Окончил Муллакаевское медресе. В 1932–34 гг. служил кавалеристом на территории Украинской ССР. В 1939-1942 гг. председатель колхоза “Красный Октябрь” (Баймакский район). Призван в Красную Армию 16 июня 1942 г. Баймакским РВК. Служил в охране штаба 112-й кавалерийской дивизии. 23 февраля 1943 г. в последний день зимнего рейда попал в плен, работал в шахтах Рурского угольного бассейна (Германия), в январе 1945 г. бежал. После выхода к советским войскам и проверки органами контрразведки обстоятельств пленения отправлен на фронт. Участвовал в освобождении Праги. В декабре 1945 г. демобилизован. Награждён орденом Отечественной войны 2-й ст. (1985). После войны работал бригадиром в колхозе имени 50-летия Октября (Баймакский район). Награжден орденом Отечественной войны II степени (1985). Похоронен в родной деревне.

Информация предоставлена З.А.Байчуриной, Н.М.Галиной, Г.К.Халитовой

 

В начале февраля 1943 года 112-я кавалерийская дивизия получила приказ: в составе 8-го кавалерийского корпуса пойти в глубокий рейд по тылам противника и овладеть населенными пунктом Чернухино, станцией Дебальцово, погнать противника в направление станции Миллерово. Рейд продолжался две недели. Дивизии удалось выполнить все поставленные задачи успешно, но сама она несла большие потери. Немцы старались окружить её со всех сторон и уничтожить. При выходе из рейда 23 февраля 1943 года командир дивизии генерал-майор Шаймуратов погиб. Вот что рассказал о гибели Шаймуратова солдат из охраны генерала Рамазан Билалов, который оказался единственным выжившим человеком из всей охраны.

«...Утром 23 февраля 1943 года меня и еще одного солдата из охраны штаба дивизии назначили, чтобы мы постоянно находились с комдивом Шаймуратовым. После какого-то совещания М. М. Шаймуратов с небольшой группой штабных офицеров (их было пять вместе с Шаймуратовым) и мы, два солдата, двинулись по дороге. Мы ехали впереди, недалеко от комдива. Уже было светло, впереди виднелись кустарники на возвышенности. Внезапно из-за кустов, примерно с расстояния 70-100 метров немцы открыли по нашей группе ураганный огонь из автоматов и пулеметов. Комдив М. М. Шаймуратов крикнул: «Спешиться! Открыть огонь по фашистам!» Немцы начали нас окружать. Я был ранен, но ясно видел, что творилось вокруг. Шаймуратова ранили в левую руку. Один из офицеров начал перевязывать его руку. В это время пуля попала ему или в голову или в область сердца - он умер. Оставшиеся в живых подняли его тело и побежали влево, по лощине, т. е. по сухому долу реки в сторону деревни Штеровки. Меня, раненого, немцы взяли в плен. После возвращения из плена я боялся рассказывать об этом, так как раньше побывавших в плену и за людей-то не считали, называли нас предателями. Но вот плохо стало со здоровьем; и каких только небылиц не писали и не говорили по радио о нашем комдиве генерале Шаймуратове, то его разрубили немцы и бросили в шахту, другие писаки - в колодец, третьи – что в деревне Штеровке немцы его допрашивали и многое другое. Я очевидец его героической гибели. Ведь он знал, что идет на смерть, но был спокоен. И я перед смертью решил рассказать всю правду о гибели, о последних минутах жизни нашего комдива М. М. Шаймуратова. Я не мог унести с собой эту правду в могилу».

Из книги Анвара Насырова "Подвиг генерала" (Китап, 2006).

© МСОО "Всемирный курултай (конгресс) башкир"; ГАУН РБ "Башкирская энциклопедия", 2023